Пятница, 19.04.2024, 04:11
Приветствую Вас, Гость
Наша история

На протяжении 20 лет наш детский сад № 85 Центрального района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи» проводит инновационную работу по созданию условий для повышения социальной адаптации детей с нарушениями речи различного генеза.
Основой  инновационной образовательной системы нашего детского сада являются: идея непрерывного образования в цепи «ясли – детский сад – начальная школа»; компетентностный подход в образовании ребенка с ТНР, способного жить в условиях современного мира.
О создании в России учреждения такого типа говорила  профессор Н. Н. Трауготт, с которой нас связывала творческая дружба в «Клубе логопедов» при детской больнице св. Магдалины.
В процессе создания проекта образовательного учреждения нового типа, реализующего идеи ранней диагностики и помощи детям с проблемами речевого развития, мы опирались на научную поддержку (консультации, экспертная оценка) ведущих специалистов: общей педагогики член кор.  РАН проф. А.П.Тряпициной; коррекционной педагогики проф. Л. М.Шипициной, к.п.н. В.А.Ковшикова, к.п.н. Г.М.Сумченко, к.п.н. Г.А.Волковой, к.п.н. Э.Я Сизовой, дошкольной педагогики д.п.н. С.Н.Цейтлин; нейропсихологии: к.пс.н. Храковской М.Г., проф. А.А. Шеповальникова, д.м.н. А.Н. Корнева.
Результатом этого сотрудничества стало новое понимание цели комплексного коррекционного воздействия как динамического процесса, предполагающего ясное видение перспективы развития ребенка. Анализ пятилетнего опыта работы показал, что наши дети не успевают подготовиться к школе из-за позднего овладения речью и психологической  коммуникативной незрелости.
В 2000 году в экспериментальном режиме на базе нашего детского сада была открыта начальная школа, для которой была разработана новая образовательная программа с речевым компонентом и сделано два выпуска детей, готовых к обучению в массовой основной школе.
Анализ катамнестических данных позволил проследить обучение детей в новых социальных условиях школьной среды. Наши выпускники достаточно быстро адаптировались в новых коллективах, успешно освоили базовые и дополнительные образовательные программы закончили высшие и средние образовательные учреждения в России и зарубежом.
Работа в экспериментальном режиме выявила проблемы сопровождения детей с нарушениями речи на всех этапах и ступенях образования: отсутствие целостной медико-психолого-педагогической системы речевого сопровождения детей, новых видов непрерывного образования в звене «детский сад – начальная школа». Мы пришли к выводу, что особую актуальность приобретает решение проблемы переходного этапа между школой и дошкольным детством. Разработана стратегия работы с детьми в предшкольном звене, связанной с тем, что уже отработано в условиях «Речевой школы 1 – 4 классы» и «детского сада». Разработана Уровневая модель образовательного маршрута ребенка с проблемами речевого развития, в которой были отработаны три взаимосвязанных образовательных модуля: 1). 1995 – 2000 г звено «Детский сад», 2). 2000 – 2006 г. звено «Начальная школа», 3). 2005 – 2008 г. звено «Предшкольный класс».
В 2014 году начался новый этап инновационной деятельности в нашем детском саду по разработке "Инновационной модели комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольников и их семей с целью индивидуализации образования детей с нарушениями речевого развития".
Современные требования к дошкольному образованию, как никогда раньше позволяют нам реализовать наше концептуальное понимание образования ребенка с нарушениями речи разного генеза.
За последние десятилетие к нам все больше стало обращаться родителей, чьи дети имеют сложные речевые нарушения. Системное речевое нарушение очень часто сочетается с минимальными признаками недоразвития функциональных систем, на которые не обращают внимание медики и родители. Эти нарушения затрудняют адаптацию ребёнка в детском саду и в школе.
Практический опыт экспериментальной работы ГБДОУ №85 показал, что в условиях индивидуализированного дошкольного образования дети с нарушениями речевого развития успешнее достигают целевых ориентиров ДО. Сегодня к ребенку необходим действительно индивидуальный подход в образовательной и коррекционной деятельности. Он осуществляется в проектировании индивидуализированного образовательного маршрута, в котором участвует и специалисты-педагоги, и дети с родителями.
Особую значимость приобретает роль родителей в образовательном процессе. Родители учатся видеть и понимать своего ребенка, сотрудничать с ним. Это позволяет ребенку с нарушениями речевого развития комфортно себя чувствовать и активно принимать коррекционно-образовательную работу специалистов.
Созданная «модель образовательных взаимоотношений» (ребёнок, родитель, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог изодеятельноси) интегрирует все компоненты коррекционно-образовательного процесса, ориентированного на линию развития достижений каждого ребенка.
Нам помог многолетний опыт командной работы взаимодействия с родителями, содержание которого корректируется по мере «поступления проблем».
Технологическая цепочка решения «проблем»: опора на «объективную картину» развития ребенка на основе медико-психолого-педагогической диагностики,  обмен информацией с родителями, согласование выбора образовательных маршрутов.
Система направлена на решение следующих задач: 1). обеспечение открытости сопровождения дошкольника и его семьи; 2). создание условия для вовлечения  семей    непосредственно в образовательную деятельность,  3). индивидуальная поддержка и консультирование специалистами родителей   по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей; 4). вовлечение  семей в  коллегиальное обсуждение индивидуальных достижений развития ребенка и планирование дальнейшей совместной образовательной деятельности по реализации индивидуального образовательного маршрута, 5). создание условий для взрослых (специалистов и родителей) по  использованию и поиску  методических материалов.
Эффективность организации работы с родителями в нашем детском саду подтверждается анализом результатов экспериментальной деятельности 2014 – 2017 г, которые позволяют сделать вывод, о положительной динамике в деятельности учреждения по следующим показателям: участие детей в образовательных проектах районного и городского уровней (2014 – 0, 2015 – 5%, 2016 – 12%, 2017 – 16,5%),  участие родителей в проектировании образовательной деятельности (за 3 года: 10% , 62%, 95%).
Перечислим достижения нашей совместной образовательной деятельности. В детском саду сложились партнерские отношения с семьями воспитанников. Расширилось совместное освоение социального пространства. У детей отмечается снятие тревожности, повышение адаптационных возможностей при поступлении в школу. Повысилась родительская образовательная компетентность. Диалог стал ведущим способом общения с ребенком и специалистами. Родители готовы к сопровождению ребенка в адаптационный период начального образования.